Наверх

"Ленский район: новые перспективы и старые проблемы"

Дата публикации: 19 Июня 2014

Ленский район является одним из самых развитых промышленных районов Якутии. И все проблемные вопросы его развития, так или иначе, связаны с промышленным потенциалом, взаимоотношениями с крупными российскими предприятиями.

О перспективах развития нефтегазовой отрасли и ряде проблем, это самое развитие тормозящих, состоялся разговор врио Главы Республики Саха (Якутия) Егора Борисова с руководителями компаний «Таас-Юрях нефтегазодобыча», «Газпромдобыча Ноябрьск», «Газпромтрансгаз Томск»  и ООО «Востокнефтепровод».

Проезд с ограничениями

На совещании был затронут вопрос, пожалуй самый популярный по частоте звучания в адрес правительства от населения Ленского района,  - беспрепятственного передвижения по технологической автодороге, проложенной вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан». Между большинством поселков альтернативы этой дороге нет. Автомобильное сообщение возможно только по зимнику. В летнее время решением проблемы становится речной транспорт. Самый сложный период – межсезонье, когда единственная панацея – воздушный транспорт с дорогими авиабилетами. Поэтому неудивительно, что в такой ситуации «запретная» трасса вдоль ВСТО становится для ленчан «красной тряпкой»: если дорога есть, то почему ей нельзя пользоваться?

Понимая социальную значимость круглогодичного автомобильного сообщения, правительство Якутии договорилось с владельцем дороги – компанией ООО «Востокнефтепровод» - о том, чтобы вдольтрассовым проездом беспрепятственно могли пользоваться федеральные структуры (почта, природоохранные и силовые ведомства, медики и т.д.), для жителей территорий порядок проезда также определен. Что касается самого факта ограничений, то владельцы дороги считают: упрекать их в этом все равно, что упрекать авиаторов, за то, что они не разрешают пользоваться взлетно-посадочной полосой. «Никому же не придет в голову ехать через аэродром, чтобы быстрее добраться до дома? ВСТО – такой же производственный объект и требования безопасности на нем ничуть не ниже», – резонно считают в ООО «Востокнефтепровод».

Как бы то ни было, Егор Борисов акцентировал внимание на том, чтобы во время корректировок соглашения между республикой и компанией «Транснефть» были продуманы новые механизмы,  упрощающие  процедуру оформления разрешений для передвижения по технологическому проезду ВСТО. При этом пропускную систему никто опротестовывать либо отменять не собирается, так как нефтепровод – объект производственного значения, организация грузовых или пассажирских перевозок, с точки зрения законодательства, требует совершенно других стандартов дорожного полотна и другого статуса дороги.

Когда оформление – камень преткновения

В ходе совещания руководители предприятий подняли проблему длительной процедуры оформления земельных участков для строительства промышленных объектов, в том числе для разработки карьеров.

«Организации, работающие на территории района, часто сталкиваются  с подобными трудностями, – поддержал глава Ленского района Сергей Высоких. – Сегодня, чтобы оформить карьер, необходимо минимум полтора года хождений по инстанциям. Могут ли организации, задействованные в федеральных проектах, ждать это время? Ведь им поставлена задача руководством страны, и ее необходимо выполнять».

Егор Борисов отметил, что необходимость решения этого  вопроса назрела давно и процедуру отвода земельных участков под промышленное строительство необходимо упрощать. Егор Афанасьевич также проявил осведомленность о ходе судебного процесса над Михаилом Кондрахиным, директором Ленского районного нефтепроводного управления, которого обвиняют в незаконной вырубке 11 гектаров леса в целях разработки карьера для обслуживания магистрали «ВСТО».

«Я на днях встречался с президентом ОАО «Транснефть» Николаем Токаревым, и мне было неловко из-за этой абсурдной ситуации, – сказал Егор Афанасьевич. – Благодаря «усилиям» правоохранительных органов дело в отношении господина Кондрахина дошло до суда. Мы просили  навести порядок, когда вырубались тысячи гектаров, – не было никакой реакции, а когда пришли люди, которым надо работать, административные нарушения сразу выросли до уголовных дел. Такие подходы не приведут к установлению порядка в республике».

В конце мероприятия Егор Борисов отметил, что все прозвучавшие вопросы, включая ускорение процедур оформления разрешительной документации на земельные участки, вполне решаемы. Необходимы лишь взаимопонимание и тесное сотрудничество муниципальных и региональных органов власти, а также самих недропользователей. При этом каждый исполнитель должен понимать, что участвует в значимом для всей страны проекте, и осознавать меру личной ответственности за успех общего дела.