Наверх

Деятельность «Транснефть — Восток» стимулирует развитие регионов Сибири

Дата публикации: 21 Декабря 2017 Распечатать

Более 30 миллиардов рублей налоговых отчислений, более полумиллиона рублей на благотворительность направлено ООО «Транснефть — Восток» с 2006 года в регионы Сибирского федерального округа. Масштабная реализация крупных инвестпроектов «Транснефти» открыла новые возможности для экономического роста территории к востоку от Урала.

КОГДА НЕФТЕПРОВОД «ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ — ТИХИЙ ОКЕАН» (ВСТО) вводили в эксплуатацию, он по праву считался проектом прорывным — суровые условия прохождения, современные технологии, соответствие самым высоким экологическим нормам. Время подтвердило: сегодня очевидно, что идея, положенная в основу проекта по строительству нефтяной магистрали, была не только экономически выгодной, но и стратегически важной.

Вспоминается все же тот, широко тиражируемый в массах скепсис десятилетней давности по поводу необходимости строительства ТС ВСТО. Мнения звучали разные, начиная с того, что «труба будет пустой — нефть некому добывать» и заканчивая банальным «столько в стране голодных, а мы трубу строим».

Что же мы видим сейчас, по прошествии времени, так сказать, в сухом остатке? Трубопроводная система ВСТО открыла новые возможности для России, позволив выступить на международном Азиатско-Тихоокеанском сырьевом рынке в качестве надежного поставщика очень ценной «легкой» нефти, так востребованной в условиях быстроразвивающихся экономик стран. Выгоды, которые получила Россия после запуска восточного нефтепровода, позволяют говорить об устойчивом развитии добычи и росте экспортного потенциала. Магистраль дала импульс и социально-экономическому развитию сибирского и дальневосточного регионов страны.

Оглядываясь назад.

Строительство нефтепровода ВСТО началось в 2006 году. Первая очередь магистрали протяженностью почти 2 700 километров пролегла от города Тайшета в Иркутской области до города Сковородино в Амурской. Одновременно шло строительство нефтеперекачивающих станций (НПС). Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 миллионов тонн нефти в год. В 2008 году началось его заполнение нефтью, а в 2009-м трубопровод ВСТО-I был принят в эксплуатацию дочерним обществом «Транснефти» — компанией «Транснефть — Восток». Практически сразу после сдачи первой очереди нефтяной магистрали началось строительство второй, протяженностью еще две тысячи километров, от Сковородино до специализированного морского нефтеналивного порта «Козьмино» в Находке, который является конечным российским пунктом на маршруте движения нефти.

Государственные задачи


Проектная мощность нефтепровода ВСТО 80 млн тонн нефти в год. Прийти к этому показателю к 2020 году — такую задачу поставило руководство страны перед государственной трубопроводной компанией «Транснефть».

Трубопроводчикам предстояло постепенно увеличить производительность нового нефтепровода. На начальном этапе к первым семи нефтеперекачивающимстанциям первой очереди ВСТО (располагаются в Иркутской, Амурской областях и Якутии) в 2012 году добавились пять, а через два года — еще три НПС. Как итог — количество станций возросло до 15, при этом производительность ВСТО была увеличена до 58 миллионов тонн нефти в год.

Чтобы «дотянуться» до отдаленных нефтедобывающих районов, «Транснефть» построила и ввела в эксплуатацию в этом году еще один нефтепровод «Куюмба — Тайшет». По 700-километровой трубе производительностью 15 миллионов тонн в год поступает нефть с месторождений севера Красноярского края.

Сегодня трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» на 100 процентов заполнена нефтью — легкой, с малым содержанием серы, и оттого очень ценной на рынке углеводородов. Добывать ее стало возможным только после появления в восточном регионе страны нефтепровода, по сути являющегося экономически выгодной альтернативой другим транспортным схемам. Месторождения нефти, которые числились в «запасах» страны, стали реальными точками добычи. Сегодня в числе поставщиков углеводородов в ВСТО крупные месторождения Якутии — Талаканское, Верхнечонское, Среднеботуобинское, Красноярского края — Куюмбинское и Юрубчено-Тахомское, сравнительно небольшие в Иркутской области — Дулисьминское и Марковское.

Стройка продолжается


Общее число станций в первой очереди ВСТО уже к 2020 году будет доведено до 21. Последние из шести НПС сейчас возводятся в Иркутской области. Меньше месяца назад «Транснефть — Восток» принял в эксплуатацию три из них — НПС-3, НПС-6, НПС-9. В очереди на строительство — нефтеперекачивающие станции 2, 5, 7.

— Каждая НПС — это высокотехнологичный объект, оборудованный полным комплексом систем тепло-, водо— и энергоснабжения, пожаротушения, контроля и очистки производственных и бытовых стоков, — рассказывает генеральный директор ООО «Транснефть — Восток» Александр Пузиков. — Строительство таких объектов и их последующая эксплуатация — это строгая реализация компанией долгосрочных планов. Основная цель — сначала создать, а затем грамотно управлять высокотехнологичной нефтетранспортной инфраструктурой для решения производственных и экономических задач, поставленных руководством страны.

Потенциал развития производства — люди


Сегодня коллектив «Транснефть — Восток» насчитывает порядка 6,2 тысячи человек, и более половины от этого числа — сотрудники объектов, которые располагаются в Иркутской области и Красноярском крае. Ввод каждого производственного объекта требует увеличения численности персонала. Так, например, для работы на трех новых НПС в Иркутской области принято 288 человек. Одна часть специалистов прошла профессиональное обучение, другая — повышение квалификации. Базами для профподготовки стали учебные центры «Транснефти» — «Томский промышленно-гуманитарный колледж» и «Тюменский нефтепроводный профессиональный колледж».

— При формировании трудовых коллективов мы не отступаем от своих кадровых приоритетов, — поясняет начальник отдела кадров Наталья Николаева, — преимущество всегда имеют местные жители, люди, которые живут недалеко от наших объектов. Для достижения устойчивых производственных показателей важно трудоустроить человека, который хочет работать долго и хорошо, готов учиться, в конце концов, беспокоится о своей профессиональной репутации.

Социальная стабильность — фактор роста

Работу нефтепроводчика нельзя отнести к разряду простых. Встать и уйти домой «по звонку» здесь невозможно. Непрерывно движется по трубе нефть — и непрерывно обеспечивают это движение люди. Независимо от того, простой ли это рабочий, регулирующий работу магистральных насосов, инженер с глобальным видением технологических процессов или экономист, учитывающий затраты на производство.

— Режим работы чрезвычайно сложный, — рассказывает заместитель генерального директора Андрей Волков. — Большая протяженность нефтепроводных магистралей, десятки станций, линейно-эксплуатационных участков и люди — важнейшая составляющая этой производственно-технологической схемы. Сбои в работе системы чреваты неприятными последствиями. Именно поэтому социальным гарантиям в нашей системе отводится особая роль. Эксплуатация нефтепровода — это работа не кабинетного режима. При организации плановых работ на линейной части нефтепровода мы создаем все условия и для труда, и для отдыха: люди живут на трассе в вагон-домах, обеспечены горячим питанием, полным комплектом спецодежды.

Кроме того, на всех сотрудников предприятия распространяется достаточно обширный социальный пакет, где в числе прочего добровольное медстрахование, компенсация затрат на отдых работникам и членам их семей, возмещение расходов на аренду жилья в случае, если
сотрудник не имеет собственной жилплощади.

Кстати, проблема обеспеченности жильем, так остро стоявшая перед нефтепроводчиками на начальных этапах работы предприятия, сегодня решена практически полностью. С 2010 года в Иркутской, Амурской областях, Якутии, Красноярском крае — в местах расположения производственных объектов построены современные многоквартирные жилые дома. Общая площадь введенного в эксплуатацию жилья составляет более 40 тысяч квадратных метров.