Наверх

Приоритетом остается промышленная безопасность

Дата публикации: 16 Февраля 2017 Распечатать

Государственная компания «Транснефть» ввела в эксплуатацию новый магистральный нефтепровод «Куюмба — Тайшет». Он соединяет северные месторождения Красноярского края с магистральным нефтепроводом «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Эксплуатацию нового объекта будет осуществлять дочернее общество трубопроводной монополии — ООО «Транснефть — Восток».

Богатый потенциал природных ресурсов восточной части России стал объектом пристального внимания общественности в начале двухтысячных. В первом десятилетии XXI века руководство страны приняло ряд экономически и политически важных решений, направленных на активное развитие отраслей, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой нефти и газа.

   Так, в 2006 году началось строительство стратегического нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Уже через три года было завершено строительство первой очереди. Отсчет первых 2700 километров пошел от города Тайшета Иркутской области, трасса пролегла по северным районам Иркутской области и Якутии и достигла города Сковородино в Амурской области. Там, в свою очередь, уже к 2012 году была введена в эксплуатацию вторая очередь ВСТО, конечная ее точка — Спецморнефтепорт «Козьмино» располагается на берегу Тихого океана в г. Находке. В общей сложности более 4,7 тыс. км новой трубопроводной инфраструктуры стали очередным витком развития почти для десяти молодых месторождений нефти в Иркутской области и двух наиболее крупных — Верхнечонского и Талаканского — в Якутии. Сырьевой потенциал регионов преобразовался в реальные экономические прибыли для областных и местных бюджетов.      

   Реализация проекта ВСТО не ограничилась его вводом. Практически с первых дней эксплуатации ООО «Транснефть — Восток» приступило к работе по увеличению пропускной способности нефтепровода. В 2009 году пропускная мощность первой очереди ВСТО составляла 30 млн тонн нефти в год. В 2012 году к семи действующим нефтеперекачивающим станциям добавились еще пять — производительность увеличилась до 50 млн тонн. В конце 2014 года в систему нефтепроводных объектов были включены три новые станции, построенные в Якутии. Мощность ВСТО возросла до 58 млн тонн нефти в год.

   Продолжением развития трубопроводной отрасли восточной части страны, в том числе трубопроводной системы «Восточная Сибирь —Тихий океан», стало подписание в 2012 году Правительством РФ распоряжения о начале реализации проекта по строительству подводящего к ТС «ВСТО» нефтепровода «Куюмба — Тайшет».

  Введенная в эксплуатацию в январе 2017 года 700-километровая магистраль стала принимать нефть с новых месторождений Красноярского края — Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского.

   По оценкам специалистов, ресурсный потенциал этих нефтеносных провинций севера Красноярского края составляет 800 млн тонн нефти. А в долгосрочной перспективе им предстоит стать полноценной заменой месторождениям Западной Сибири, где сейчас добывается 70 % российской нефти. Но известно и то, что из этих месторождений уже извлечено 40 – 45 % углеводородов.

   «На начальном этапе эксплуатации нефтепровод «Куюмба — Тайшет» будет принимать 8,6 млн тонн нефти в год. К 2023 году, после строительства еще двух нефтеперекачивающих станций, мы выйдем на плановую мощность 15 млн тонн нефти в год, — рассказывает генеральный директор ООО «Транснефть — Восток» Александр Пузиков. — Эти объемы нефти станут дополнительным ресурсным источником для нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», эксплуатацию которого мы осуществляем с 2009 года. Запуск нового нефтепровода станет некоим катализатором экономической и социальной жизни всего региона».

   О сложностях строительства и эксплуатации нового нефтепровода «Куюмба — Тайшет» говорить не приходится. Все технические решения были выверены строителями и эксплуатационниками уже в период реализации проекта трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

  Инновационные достижения российской промышленности, начиная с трубной продукции и заканчивая интеллектуальной «начинкой», прошли проверку на прочность на ВСТО, в сложнейших условиях северных регионов. Тут и климатические нагрузки, и ежедневное испытание технологическими задачами.

   «Начиная с момента запуска нефтепровода «ВСТО», мы ведем работы по расширению его мощности. В условиях стремительного развития промышленных технологий наша задача не только не отставать, но опережать, внедряя самые современные технические решения. Приоритетом при этом опережающем развитии для нас, безусловно, остается безопасность», — отмечает главный инженер ООО «Транснефть — Восток» Виталий Жуков.

   Лидерство в отрасли обязывает нести и повышенную ответственность. Именно поэтому решение вопросов обеспечения производственной безопасности ставится во главу угла. Сегодня комплекс оборудования, которым оснащены объекты трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», относится к разряду самых современных. Но при этом каждый последующий этап развития доводится до того уровня, который позволит обеспечить максимальную безопасность при эксплуатации объекта. Так, например, для тушения нефтяных резервуаров на объектах магистрального   нефтепровода «Куюмба — Тайшет» впервые разработана и внедрена комбинированная автоматическая установка пенного и газового пожаротушения. Ее можно применять в условиях суровой и продолжительной зимы, когда существует дефицит воды из природных водоисточников. Причем в случае пожара тушение горящего резервуара с нефтью производится двуокисью углерода изнутри.

   «Очевидно, что сегодня по техническому оснащению мы действительно в лидерах среди высокотехнологичных производств. Очень важный момент заключается в том, что внедрение новшеств находится под контролем специалистов Ростехнадзора. Инспекторский состав Отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления РТН оказывает нам методическую помощь, не только контролирует, но и консультирует по вопросам строительства и эксплуатации опасных производственных объектов, к которым относится магистральный нефтепровод», — рассказывает заместитель главного инженера по промышленной безопасности Александр Груздев.

   Такое взаимодействие сегодня — безусловный фактор успеха. Впереди у «Транснефти» движение к новым показателям.  К 2020 году производительность нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» должна быть увеличена до 80 млн тонн. Для того, чтобы взять этот рубеж, необходимо построить еще шесть нефтеперекачивающих станций, три из них — НПС-3, НПС-6, НПС-9 — в Иркутской области уже возводятся, еще три — НПС-2, НПС-5, НПС-7 — будут построены через три года.

Стандарт Качества