Наверх

Карта-схема трубопровода

Реализуемые трубопроводные проекты

Трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) построена для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами ПАО «Транснефть» и входит в единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Проектная пропускная способность ВСТО – 80 млн тонн нефти в год. Протяженность трассы свыше 4  тысяч километров, конечный пункт - специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства Тайшет – Сковородино (2709,6 км) начата в апреле 2006 года, завершена в декабре 2009 года.

В числе районов обеспечивающих ресурсную базу ВСТО - районы Западной и Восточной Сибири, месторождения Якутии. После завершения строительства нефтепровода Куюмба - Тайшет в ВСТО начнет поступать нефть с месторождений Красноярского края и Эвенкии.

Выявленные запасы нефти в регионах прохождения ТС ВСТО способны удовлетворить потребности Восточной части России в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородного сырья в страны АТР.

Новая трубопроводная система создана с учетом самых передовых достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов и обладает высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду.

Большая протяженность и сложность прохождения трассы отсутствие инфраструктуры на многих участках, скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры зимой и т.д. потребовали применения особых технических решений.

Проектом заложен комплекс таких технических и природоохранных мероприятий, которые сведут к минимуму возможное негативное влияние нам окружающую среду или полностью его исключат. В их числе:

  • комплексное решение проблемы очистки хозяйственных и бытовых стоков, препятствующее загрязнению водных объектов;
  • высокоэффективные способы утилизации отходов, направленные на минимизацию загрязнения почв, грунтов и подземных водных источников;
  • передовые методы рекультивации нарушенных земель, способствующие сохранению и восстановлению природного слоя почвы;
  • организация службы наблюдения за изменением состояния трубопровода и местности вдоль трассы (технический мониторинг);
  • использование труб особого класса прочности и повышенной эксплуатационной надежности с особыми показателями химического состава, структуры металла, ударной вязкости, стойкости к растрескиванию, требованиями к сварным швам;
  • расстановка задвижек на малых реках, пересекаемых трубопроводом: сокращение расстояния между отсекающими задвижками против нормируемого;
  • установка датчиков системы обнаружения утечек нефти с интеграцией ее в общую схему автоматизации и управления трубопроводом;
  • использование на участках максимального приближения к рекам и водохранилищам труб с толщиной стенок 16-24 мм, а на подводных переходах – 22-29 мм;
  • широкое применение средств автоматики, телемеханики, информатики и связи;
  • создание аварийно-спасательных подразделений на всем протяжении трассы и соответствующей инфраструктуры для оперативного реагирования в случае гипотетических чрезвычайных ситуаций;
  • стройная непрерывная система профессиональной подготовки персонала.

Защита трубопровода от почвенной коррозии обеспечивается трехслойным полимерным покрытием на основе экструдированного полиэтилена толщиной не менее 3 мм, наносимым в заводских условиях. Узлы запорной арматуры устанавливаются в пониженных местах рельефа, расстояние между ними составляет не более 30 км. Узлы запорной арматуры установлены и на переходах через активные разломы. На всех подводных переходах установлены береговые задвижки.

Наблюдение за состоянием нефтепровода и обслуживание сооружений линейной части осуществляется с применением различных транспортных средств вездеходного транспорта повышенной проходимости и вертолетов (с использованием предусмотренных на трассе вертолетных площадок). Также ведется строительство вдольтрассовых проездов.

Специальные ремонтные бригады, входящие в состав линейно-эксплуатационной службы (ЛЭС) размещаются на нефтеперекачивающих станциях (НПС) и в местах близ существующих населенных пунктов, где разворачиваются опорные пункты с аварийной техникой и площадками для складирования аварийного запаса труб. На переходах крупных рек предусмотрены пункты наблюдения.

Ряд проектных решений направлен на диагностику состояния нефтепровода во время эксплуатации. Так, устанавливаются узлы пуска средств очистки и диагностики. Расстояние между ними не превышает 280 км, все они размещаются на основной нитке нефтепровода у НПС.

В процессе эксплуатации системы ведется регулярная комплексная внутритрубная диагностика. Периодичность ее сокращена по сравнению с действующими регламентами с пяти до трех лет, а на отдельных участках до одного года. Кроме того, нефтепровод проходит комплексное обследование после любых сейсмических воздейств.